Показать меню
02 фев 13:40ЭКОНОМИКАОбщее количество просмотров: 382

Подсчитаны возможные убытки России от коронавируса

Роспотребнадзор призвал наших туристов воздержаться от поездок в Поднебесную из-за коронавируса. Продажи путевок прекратили некоторые российские туроператоры, а одна компания даже заявила о готовности экстренно эвакуировать отдыхающих. Авиаперевозчики, в свою очередь, предлагают клиентам изменить дату вылета или отказаться от поездки и сдать билеты. Вернут ли туристам деньги за уже купленные путевки и как ситуация с вирусом отразится на туристическом рынке, выяснил «МК».

фото: AP
В год из Китая в Россию приезжает в среднем 1,2–1,3 млн туристов. Доля трат путешественников из Поднебесной в 2019 году составила 18% от общих расходов иностранных гостей в России. Об этом сообщила туристическая ассоциация «Мир без границ». Только за 1-е полугодие гости из Китая принесли России почти $1 млрд. Жители Поднебесной — лидеры по совокупным тратам в России, но это объем выручки, а прибыль посчитать куда сложнее. Но в среднем каждый китайский путешественник уступает, скажем, немцу в сумме трат на человека: от туриста из Германии наша казна получает выручку почти $1132, тогда как от китайца — всего $561. Зато китайские путешественники берут количеством.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский убежден, что даже при оперативном решении проблемы с вирусом до этих показателей прибыли 2019-го в 2020 году и близко не добраться. «Туроператорам России придется вывозить 7 тыс. туристов и компенсировать убытки, а это более 800 млн рублей», — говорит он.

«России намного выгоднее увеличить турпотоки европейцев, которые как раз и могут теоретически заменить поездку в Китай из-за вируса на поездку в Петербург и Москву», — считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.

Но коэффициент полезного действия китайского турпотока для российской экономики мал, много доходов идет мимо бюджета. По словам эксперта, основная прибавочная стоимость остается китайскому бизнесу, который и организует здесь почти все маршруты, а также магазины «для своих», причем по ценам не заниженным, а в разы завышенным.

«Россия больше зарабатывает на гостиницах, билетах и на сувенирах, условно: «на шоколадках». Место и финансовая доля российской турфирмы во всей цепочке тура из Китая достаточно скромные. Так что и убытки от потенциального неприезда китайских групп окажутся не столь велики», — отмечает Пушкарев.

Эксперты надеются, что негативный финансовый эффект коронавируса на туристический рынок России не будет долгим. Наши собеседники склоняются к мнению, что перерывы, перебои в туристических потоках займут не больше полутора-двух месяцев — после чего ситуацию локализуют, на вирус научатся массово проверять потенциальных туристов. Не позднее, чем к майским праздникам, турпотоки вернутся к прежним показателям. В то же время некоторые путешественники из других стран мира, которые отказались от поездок в Китай, выберут Россию как замену туру в Поднебесную, что позволит частично компенсировать наши убытки.

Как вернуть деньги за туры в Китай

Наталья Тарасова, адвокат:

«В ситуациях, когда есть заявление уполномоченного федерального органа исполнительной власти об угрозе безопасности в конкретной стране, граждане имеют право на возврат денег (ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). Полную стоимость тура возвращают только до начала поездки, после — часть средств в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. Чтобы вернуть деньги, надо обратиться в фирму, с которой вы оформляли договор на оказание туристических услуг. В компании клиента должны проинформировать, какие документы предоставить и какое заявление написать. Если фирма отказывается вернуть деньги, то нужно составить претензию с требованием выплаты, если ответа нет — обращаться в суд. С написанием претензий и исковых заявлений помогут территориальные органы Роспотребнадзора. Если гражданин сам покупал авиабилеты, то возврат их стоимости осуществляется в соответствии с тарифами и правилами авиакомпании».
Печать
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: